Рынок с «китайским привкусом»: что происходит с продажами новых автомобилей в России?

При прогнозе курса доллара долгое время ориентировались на стоимость нефти, но в последнее время этот показатель работает не так точно. А что же с рынком автомобилей? Тут тоже есть свои индикаторы, сигнализирующие о направлении трендов на рынке. Правда, не так наглядно, как цена «черного золота» о курсе валют.

Несколько лет назад работала эмпирическая формула, получившая название Немцова-Улюкаева. Надо было заложенную в бюджет рублевую цену за баррель поделить на реальную цену бочки нефти в долларах — результатом этих арифметических действий оказывалась стоимость доллара в рублях. С авторынком так просто не получится. Как понять, будет рынок расти или падать? Так, например, если доля автомобилей Lada за относительно короткий период увеличивается на 25 % и более, рынок, вероятно, падает. А вот если доля продукции АВТОВАЗа снижается более чем на 10 % при общих равных — это достаточно серьезная заявка на то, что рынок новых легковых автомобилей находится в росте. Но все это справедливо, покуда у нас вдруг не вздумают приземлиться «черные лебеди»: в такой ситуации большинство правил просто перестает работать.

Если в начале прошлого года уважаемые эксперты говорили, что цифра 870 тыс. проданных новых легковых автомобилей и LCV — это максимум, то в середине лета динамика продаж настолько ускорилась, что даже аккуратный в своих оценках «Автостат» спрогнозировал 1200 тыс., а то и 1300 тыс. проданных средств передвижения на конец года. В 2023 году новые модели и модификации автомобилей из Китая появлялись, как грибы после теплого дождя, и, казалось, эффект отложенного спроса простимулирует дальнейший рост продаж. Но курс валют вырос, за ним потянулась и ключевая ставка, поднявшая стоимость заемных средств до заоблачных высот. А более 40 % новых автомобилей у нас приобретается в кредит.

В свою очередь, и государство не осталось в стороне, подсуропив с повышением утилизационного сбора. С 1 августа за наиболее популярные автомобили, ввозимые в РФ, он составил в среднем 300 тыс. руб. А если двигатель ввозимого транспортного средства имеет объем 3,5 литра и более, то раскошелиться импортеру придется уже на 1250 тыс. руб. Естественно, все эти расходы в конечном счете лягут на плечи добросовестного покупателя, заметно облегчая его кошелек. Как следствие, осенью рост продаж замедлился. И небывалое дело — дилеры стали понемногу давать скидки на китайские авто, пусть и не грандиозные, но вполне ощутимые. А учитывая, что продажи китайских автомобилей летом перевалили за 50 %, а в некоторые осенние месяцы достигли и 60 % от общего объема продаж, то править бал в 2024 году, естественно, будут именно они.

В этом году нас ждет небывалое количество новинок из Поднебесной, причем многие компании обязательно привезут гибриды и «электрички». Показательно, что летом к нам «вернулась» Honda, а cовсем недавно — Peugeot и Citroen, правда, без широкой огласки, неофициально и производимые в том же Китае, но зато с фирменной гарантией. Такой схемой могут воспользоваться еще несколько брендов. Сейчас прогнозы продаж на 2024 год строятся очень аккуратно. Авторитетный «Автостат» предпочел подстраховаться, предложив несколько вариантов. Негативный сценарий — 900 тыс. проданных новых легковых автомобилей и LCV, базовый — 1300 тыс., ну а если все будет хорошо, то продажи, по оценкам экспертов, могут достичь 1480 тыс. легковых машин.

Поживемувидим. Те, кто откладывал покупку, опять встанут перед выбором: новый «китаец» с гарантией, отечественный автомобиль, отечественный с «китайским привкусом», транспортное средство, ввезенное по параллельным каналам (их количество, скорее всего, сократится), и, разумеется, авто с небесконечного вторичного рынка.